Гусевской хрустальный завод

1756 год.

В 1747 году в связи с указом Сената о запрещении строить под Москвой стекольные и железные заводы (с целью уберечь от истребления лесные массивы) орловские купцы братья Мальцовы решили перевести , полученный в наследство стекольный завод в другое место. Аким Мальцов выбирает для своей фабрики живописный богатый лесом Мещерский край. Здесь в 1756 году на речке Гусь и был построен завод, который дал начало г. Гусь-Хрустальному. Другая часть предприятия , в 1750 году была переведена Александром Мальцевым в деревню Радицы Трубчевского уезда Орловской губернии, а позднее в село Дятьково.

В период становления, завод, являл собой кустарное производство, основанное на гутной технологии. «Гутная работа» – метод изготовления изделий состоящий из ряда приемов ручной обработки горячего стекла: выдувания с помощью специальной металлической трубки .Основной продукцией Гусевского хрустального завода в этот период была массовая посуда из зеленого и бесцветного стекла. В небольших количествах на заводе выпускали шлифованные и гравированные «хрустальные» кубки, штофы.

В начале XIX века завод становится крупнейшим предприятием по производству изделий из стекла и хрусталя, появляются термины - «мальцовский хрусталь» и «мальцовская» алмазная грань.

Выпускали на заводе продукцию и из цветного стекла. Разработка рецептов цветных стекол на заводе связана с именем В. Н. Рябова – представителя династии гусевских стекловаров.

На Всероссийской мануфактурной выставке 1829 года гусевским заводом были продемонстрированы изделия «нового изобретения» – это посуда в технике «нацвет». Сверх прозрачного стекла накладывалось цветное, которое обрабатывалось алмазным рисунком. Со второй половины XIX века на заводе, помимо изделий с ручным исполнением, стали выпускать дешевую прессованную посуду машинного производства. Технология «тиснение» (прессование) представляла собой изготовление изделий из стекла с помощью металлических форм и механических прессов.

Мальцовские заводы наполнили рынок широким ассортиментом изделий, соответствовавших покупательской способности различных слоев общества. Нередко в одном изделии сочетались различные техники нанесения декора: алмазная грань и гравировка, травление с живописью. На рубеже XIX–XX веков Гусевской хрустальный завод по разнообразию методов и приемов украшения стекла не знал себе равных.

В 1918 году завод был национализирован. В первые годы советской власти выпускалась только самая необходимая посуда : стаканы, банки, кружки. С середины 1930 годов производство художественной посуды в стране стало налаживаться.

В те годы меняется тематика на изделиях из стекла. Появились большая серия изделий с видами павильонов ВСХВ, произведения на тему покорения Северного полюса, а также по мотивам русских народных сказок, с национальными орнаментами. Делались также попытки ввести в стекло портретные изображения героев истории и современности.

В годы Великой Отечественной войны художественная деятельность Гусь-Хрустального, как и других стеклозаводов страны, приостановилась. Завод перешел на выпуск продукции для нужд обороны - медицинские ампулы, светотехническое стекло, термосы, фляги, шары для горючей смеси; удельный вес сортовой стеклянной посуды сократился до минимума. В первые послевоенные годы по своему оформлению мало чем отличались от довоенных.

Но этот период развития художественного стекла характеризуется существенно новыми чертами, которые стали определяющими в 1960 годы. Для Гусевского завода в эти годы были периодом больших технических новшеств, осуществленных при активном участии главного инженера И. Фигуровского. Переход на новый метод конвейерно-поточного производства, оснащение передовой современной техникой сделали завод образцовым по техническому уровню. Расцвет творческого эксперимента на Гусевском заводе стал возможным в связи с постройкой экспериментального корпуса и открытием на заводе школы мастеров. Она была организована в январе 1965 года.

В 1971 году за разработку и внедрение в производство сортовой посуды способа непрерывной варки и выработки изделий из свинцового хрусталя и цветных стекол, окрашенных окислами редкоземельных элементов, группа работников завода была удостоена Государственной премии СССР. С 1975 по 1981 гг. было освоено 130 новых видов изделий.

В 80-е годы на заводе работало более 50 конвейеров разной конструкции общей протяженностью около 5 км, которые заменили непроизводительный труд более 300 человек.

В 90-е годы шла дальнейшая модернизация производства. Начали работать роботы по нанесению алмазной грани, позволившие увеличить производительность труда в 3 раза. В сентябре 1990 года в знак признания заслуг в области художественного стеклоделия на заводе был проведен Международный симпозиум художников стекла, на который собрались представители из 17 стран мира.

В 2001 году на заводе впервые в России сдана в эксплуатацию немецкая автоматизированная линия по производству тонкостенной посуды европейского качества. В том же году завод был отмечен наградным знаком как одно из лучших художественных предприятий России в рамках Всероссийского художественно-исторического проекта «Национальные символы России». В 2002 году завод посетил Президент РФ В.В. Путин. Но к сожалению не смотря на все попытки сделать завод конкурентноспособным не удалось. 19 января 2012 года завод прекратил существование.

Завод возобновил работу в декабре 2013 года под названием «Гусевской хрустальный завод имени Акима Мальцова» Возрожденный завод сосредоточится на изготовлении авторского хрусталя ручной работы по индивидуальным заказам.Завод имеет крупную художественную лабораторию и музей, обладающий уникальным собранием старинного и современного Гусевского стекла.

На Гусевском хрустальном заводе от отца к сыну передавалось искусство хрустального производства. Стали образовываться династии потомственных мастеров - Калмыковых, Зубановых, Травкиных, Гуськовых, Ляминых, Чихачёвых, Лебедевых, Новских, Опыхтиных и др. Народная память донесла до нас имя мастера-стеклодува Разумея Васильева и легенду о знаменитом стеклянном букете. В советское время очень важным моментом был приход в промышленность художников-еиециалистов и создание на заводах творческих лабораторий. На Гусевском заводе работали А. Липская, Н. Ростовцева, Н. Тарковская, Е. Шувалов, Е. Рогов, Н. Матушевская, В. Корнеев, А. Курилов , Ф. Ибрагимов, В. Муратов, Ю. Колов, Т. Сажин, Л. Фомина и др.

С работами мастеров и художников Гусевского хрустального завода вы можете познакомится в Музее Хрусталя.